Шайрская лошадь, выведенная в Англии, ведет свою историю со времен завоевания Альбиона римлянами и является одной из древнейших тяжеловозных пород, разводимых в чистоте. Правда о происхождении шайрской породы теряется в тумане античности, как и в случаях со многими породами. Слово «шайр» также пришло из Англии, и произошло от саксонского слова «ширан», обозначающего «сдвиг» или «водораздел», отсюда и слово «шайр», синонимичное этой местности. Судьба шайров неразрывно связана с историей Англии. В период между правлением Генриха 2-го, 1154г., и Елизаветы(начавшееся в 1558г.), правительство постоянно стремилось увеличить рост и поголовье лошадей, называемых «великими». Во время правления короля Джона с 1199 по 1216г., в Англию ввезли около сотни жеребцов крупного телосложения из нижних земель Фландрии, что в Голландии, и отмелей Эльби. Один из авторов того времени описывает этих флемишских лошадей как по большей части вороных, с белыми отметинами на морде и ногах, часто все четыре ноги у них были белые до суставов. Они были рослыми, мускулистыми, стояли на крепких конечностях, окаймленных длинными густыми щётками, с сильными крупными суставами. Во времена царствования Генриха VIII, с 1509 по 1547г., особое внимание было направлено на выращивание и разведение сильных лошадей, было утверждено несколько законов, предусматривающих это. Акты, запрещающие использование для разведения лошадей ниже 154 см в холке, а также препятствующие всякому экспорту лошадей, даже в Шотландию, были приняты в 1535 и 1541г. Король Генрих VIII в начале 16 в. первым назвал лошадей «шайрами». Подобно остальным тяжеловозным породам, в разные периоды истории шайры улучшались путём прилития крови других пород, особенно заметный след оставили в породе северные немецкие флемишские лошади из Бельгии и фландерские. Существуют довольно подробные записи, повествующие об этом, сделанные более 1000 дет назад. В течение этого времени продолжалось прилитие крови других пород.

В течение 18 в. эти лошади стали использоваться для тяжёлой работы на фермах. С усовершенствованием дорог и широким распространением дилижансов появился большой спрос на тяжеловозов. В это время заводчик по имени Роберт Бэйквилл значительно повлиял на шайров, известных в те времена под именем лейцестерширской каретной лошади, путём прилития крови лучших голландских лошадей – фризов.

Судя по картинам, датированным 15 в., показывающим совершенство их форм, шайры использовались ещё в 16 веке. Несомненно, шайрские лошади использовались как военные. Большинство людей думают, да и история говорит о том, что рыцари, одетые в тяжёлую броню, с мечом и пикой, ехали в битву верхом на шайрских лошадях. Не все разделяют это мнение, однако; даже в Англии некоторые сомневаются, что это правда. Однако, с исчезновением турниров и тяжеловооружённых рыцарей, предки шайрской лошади были взяты в работу в упряжи, тянули повозки по неровным ухабистым дорогам и плуги по фермерским полям. Когда на первый план вышли не битвы, аразвитие коммерции и сельского хозяйства, в 19 в шайры стали едва ли не национальным достоянием Англии. В 19 в. лошади стали главной рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности, особенно в доках и на железных дорогах. Для этого требовались массивные лошади с огромной мускульной силой. Крупные шайрские мерины работали в доках и на улицах городов. Потребности империи и нравы времени требовали от лошади экстраординарной массивности, огромной мускульной силы и послушания… и английские животноводы и фермеры откликнулись на это созданием одним из самых замечательных живых существ – шайрской лошадью. Шайры стали самыми крупными и самыми мощными тяжеловозными лошадьми Британии. Они использовались, и используются до сих пор, пивоварами в городах в стилизованных запряжках, везущих пивные бочки, в соревнованиях на силу тяги и соревнованиях по вспашке.

Шайры разводились во всех частях Англии, но в таких областях, как Линкольн, Дерби, Кембридж, Норфолк, Ноттингем, Лейцестер и Хантингтон они были особенно популярны. В истории упоминаются такие названия породы, бытовавшие в старые времена, как: «великая лошадь», «Военная лошадь», «Упряжная», «Староанглийская вороная», «Линкольнширский гигант» и, наконец, «Шайр». Существовали и различия между внутрипородными типами шайров, в зависимости от места их происхождения. Шайры, происходившие из своего исторического дома, болот Линкольншира и Кембриджшира, имели тенденцию к большей костистости и оброслости щёток, чем их соседи. Йоркширские и ланаркширские, например, были более сухого телосложения и более выносливые.

В 1878г. было сформировано Общество шайрской лошади. И лошади и Общество продолжали процветать до конца 30-х г 20-го в, до появления тракторов и прочей механизации на фермах. В 50-60х г. уровень регистраций упал до 80 голов в год и в породе существовало всего 16 племенных жеребцов. Порода оказалась под угрозой исчезновения, но благодаря нескольким самоотверженным коневодам, угроза миновала и порода снова стала процветать. В 80-х г. имело место более 400 регистраций ежегодно и использовалось свыше 100 производителей.

Одной из причин подъёма интереса было утверждение премий для жеребцов. Деньги для них выделяются Обществом из прибыли скакового тотализатора, и присуждаются на ежегодной мартовской выставке. В этот день вручается более 35 тыс. фунтов стерлингов. Другой причиной роста поголовья стало увеличение рынков сбыта, особенно за рубежом. В последние годы более 100 голов шайров ежегодно экспортируются во все части света. Действующие общества формируются в Германии, Франции, Голландии, Канаде, США.

Хотя первый шайр был импортирован в Америку в 1853г., существенная информация о их пребывании и разведении на этом континенте не поступала до 1880г. На заре нового, 20-го века, шайр в Америке сравнялся по популярности с першероном. С 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано около 6700 шайров, почти 80% этого поголовья было рождено в Америке.

Из-за своих большого роста и эффектных движений, шайры стали чрезвычайно популярны в урбанизированной Америке. По окончании Первой Мировой войны, однако, тяжеловозные лошади были вытеснены из городов грузовиками, метро и электрическими трамваями. В то же время фермеры покупали для работ на полях меньших, экономичных в содержании лошадей.

На рынке тяжеловозных пород на Среднем Западе стали доминировать брабансоны и першероны, и центр разведения шайров переместился на запад США. В 40-х и 50-х их поголовье продолжало падать, с 1950 по 1959г было зарегистрировано всего 25 лошадей. Сегодня шайры, как и большинство пород тяжеловозов, возвращаются. В 1985г. в Америке был зарегистрирован 121 шайр.

шайры очень крупные: взрослые жеребцы достигают роста от 166 до 176 см в холке. Кобылы и мерины немного менее массивны Тем не менее, многие из лучших представителей породы достигают в холке выше 185 см. У них сравнительно большие, широко посаженные и выразительные глаза, профиль слегка выпуклый(римский). Плечи сильные и широкие, корпус с глубокой грудной клеткой. К отличительным чертам породы относятся шелковистые густые фризы на ногах, приобретённые от скрещиваний с клейдесдалями в начале 50-х г. для решения проблемы с мокрецами у старого типа шайров. Не так давно на рынке появился спрос на лошадей с белыми отметинами на ногах. Масти обычно гнедая, тёмно – гнедая, вороная, караковая и серая.